Как подготовить малыша к детскому саду
Как подготовить ребёнка к детскому саду должны знать и мама и няня, работающая в семье. Работу надо строить по следующим направлениям:
- обучение навыкам самообслуживания;
- развитие моторики, внимания, мышления;
- обучение элементарным знаниям;
- социализация;
- подготовка к первому посещению детского сада.
Подготовленный к детскому саду ребёнок спокойно пойдет в сад, внимательно осмотритсяв группе и найдет что-то интересное для себя. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Каковы причины тяжелой адаптации к детскому саду?
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
А значит надо помочь ему именно в этих пяти направлениях.
- Хотя бы за 2 месяца до поступленя в детсад установить дома нужный режим дня.
- Отучить ребенка от ненужных привычек, например засыпать днем с соской. Если есть небезобидные привычки (недержание мочи во сне, выдергивание волос и т.п.) надо заблаговременно обратиться к специалисту.
- Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. Научить аккуратно и самостоятельно есть и пить, пользоваться горшком, мыть руки и т.п.
- По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед не знакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним. Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».
Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. д.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- Самостоятельно садиться на стул.
- Самостоятельно пить из чашки.
- Есть с хлебом.
- Пользоваться ложкой.
- После еды задвигать свой стул.
- Активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером должны быть близкие взрослые. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.
Как психологически подготовить ребенка к детсаду
Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад.
Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребёнок, когда пойдёт в сад.
Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: "Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Как помочь ребенку найти друзей в детском саду.
Поощряйте обращение ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
Алина Кублицкая
Другие статьи о развитии и обучении детей -
здесь, например,
как научить ребенка кататься на велосипеде.
Рекомендации педагогов по подготовке детей к детскому саду.