Чему и как учить ребенка в два года
Два года - это возраст активности и самостоятельности ребенка. Он активно ищет контакт с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера, изучает границы дозволенного.
Чему и как учить ребенка в два года? Активно развиваем речь, расширяем словарный запас, тренируем моторику, развиваем творческое воображение.
Развитие ребенка происходит постоянно в познании окружающего мира и общении с другими людьми. В двухлетнем возрасте уже можно выделить время для специальных занятий с ребенком. Однако двухлетний малыш не может подолгу удерживать внимание на чем-то одном, поэтому продолжительность занятий не должна быть долгой. Ребенок должен быть в хорошем настроении, бодрым и веселым. Если ребенок капризничает, не настаивайте, отложите занятия. Хорошо, если занятия с ребенком будут носить игровой характер. Тем не менее, стоит проводить их в одно и то же время: это исподволь будет приучать ребенка к дисциплине и режиму занятий.
Что развиваем в возрасте двух лет
Развиваем речь
Разговариваем с ребенком постоянно, во время прогулок, игр и домашних дел показываем и называем новые предметы и явления. В качестве развивающего занятия в 2 года ребенок с удовольствием будет читать совместно с мамой книжки. Особенно хороши книжки с яркими картинками, которые можно рассматривать и называть предметы. Таким образом, мы пополняем активный и пассивный словарный запас ребенка. Хороши народные сказки с множеством повторений фраз и ситуаций: «Колобок», «Курочка-ряба». Ребенок с удовольствием будет повторять "я от бабушки ушел, я от дедушки ушел" и другие присказки из народных сказок.
Что делать, если ребенок еще не говорит в два года?
Заучиваем стихи наизусть
Не все дети готовы к заучиванию стихов в этом возрасте, но стоит начать. Стихотворения должны быть недлинные и понятные и интересные малышу. То, что вызывает эмоциональную реакцию, лучше запоминается. Несколько раз прочитайте ребенку стихотворение, затем можно прочесть первую строку, а вторую намеренно не договаривать, чтобы малыш сам продолжил. Затем попробуйте недоговаривать каждую строчку, предлагая это сделать ребенку. Постепенно ребенок сам расскажет стихотворение.
Учим цвета
Учить ребенка различать цвета можно хоть с рождения, называя предмет и его цвет: «Какое красное яблоко!», «У папы синяя машина» и т.д. В два года ребенка пора научить назвать цвета, группировать предметы по цвету. Изучение цветов отлично проходит в игре: сложи по цветам разноцветные кубики, собери пирамидку по цветам, покажи на улице красные машины. Далее в ход пойдут разноцветные карандаши и мелки.
Рисуем
Рисование замечательно развивает мелкую моторику малыша, способствует творческому развитию, восприятию цвета и формы. Постепенно вместо каракуль в этом возрасте появляются осмысленные рисунки. Иногда рекомендуют начать с простого карандаша. На мой взгляд стоит дать ребенку сразу набор цветных карандашей или мелков, пусть самовыражается. И бумага для рисования должна быть формата не меньше А4. Ближе к трем годам можно купить краски.
Лепим
Хороша для развития детской моторики и лепка. Сначала даем малышу попробовать пластилин на ощупь, как он мнется, приобретает форму по воле маленьких ручек. Это замечательный сенсорный опыт для ребенка. Катаем шарики, колбаски, лепим блины. Покажите ребенку, что можно слепить из пластилина. Когда освоится, можно предоставить свободу юному скульптору. Кроме пластилина можно использовать тесто.
Но помните, что рисовать и лепить, особенно в первое время ребенок должен под присмотром мамы или няни. Бесполезно ожидать, что ребенок научится сам. Покажите, научите ребенка, а когда он освоится с новыми предметами, поймет их назначение и возможности, тогда можно оставить его один на один с творчеством.
Учим фигуры и считаем
В 2 года ребенку пора дать понятие основных геометрических фигур. Можно показывать фигуру, называя ее. Хорошо, если они будут и разных цветов, что позволит повторять и цветовые различия. Начать следует с квадрата, круга, треугольника, переходя затем к прямоугольнику, ромбу, овалу. В быту называйте форму предметов, которые видит или осязает ваш ребенок. Не забывайте и о цветах: «Круглый оранжевый апельсин», «Белый прямоугольный лист бумаги».
Ненавязчиво начинаем учить ребенка считать во время игр, время от времени называя ему цифры, количество предметов, игрушек и т.д. Постепенно формируем понятие количества: пять кубиков и пять пальчиков на руке и т.д.
Музыка и танцы
Формирование музыкального вкуса ребенка начинается раньше, еще до рождения, когда беременная мама слушает приятную ей музыку. В два года дети очень восприимчивы к музыке, с удовольствием слушают, подпевают и танцуют под музыку. Музыка вызывает у ребенка определенные эмоции: веселье, радость, грусть. Обсудите с ребенком, какие чувства он испытывает, слушая музыку. Таким образом ребенок развивается эмоционально, учится оценивать и осознавать свое настроение.
Дети любят двигаться под музыку. Поощряйте эти танцы, примите в них участие, но не требуйте от ребенка особой красоты движений, пусть это будет в удовольствие. Постепенно ребенок научится двигаться в такт музыке, особенно если вы сами попляшете с ним. Танцы - прекрасный способ физического развития ребенка. Если вы занимаетесь физкультурой под музыку, привлекайте к этим занятиям малыша.
В этом возрасте многие дети с удовольствием знакомятся с музыкальными инструментами, учатся извлекать звуки. Дайте ребенку ознакомиться с маминым пианино или папиной гитарой. Конечно, все должно происходить под вашим присмотром, нельзя пускать это на самотек. Главное, чтобы ребенку было интересно и радостно.
Не обязательно стремиться вырастить великого пианиста или танцора. Пусть ребенок освоит новые области деятельности и будет там, как рыба в воде.